среда, 31 августа 2016 г.

Здесь водятся чудовища

Предупреждения о многочисленных чудовищах мы часто встречаем на картах неизведанных частей света. Однако неизведанным, а потому пугающим и непонятным для человека часто оказывается не то, что далеко, а то, что ближе некуда - он сам, его бессознательное. В эту бездну заглядывать бывает особенно страшно.


Ее Величество королева Елизавета Английская о безднах, глубинах и тамошних монстрах знала не понаслышке, что, впрочем, не удивительно, если вспомнить путь, который она прошла. От заложницы ситуации, покорной чужой воле, до Солнца Англии, великой королевы, радеющей о своей стране, словно заботливый садовод о саде, и герое, спасающем свою землю от катастрофы. Роль, избранная Елизаветой, со временем полностью подчинила ее жизнь, требуя определенных качеств и моделей поведения. Диктат этой роли отражен и в стиле королевы: мы с вами, дорогие дамы, уже имели возможность убедиться, что ее наряды почти всегда демонстративны, театральны и, несмотря на всю причудливость, чрезвычайно регламентированы. Они выполняют функции брони, которая должна защищать владелицу от внешних опасностей и служить надежной тюрьмой для "внутренних чудовищ". Кроме того, костюм призван быть еще и маскировкой, скрывающей уязвимые части личности королевы. Но, как ни старайся, любая маскировка - всегда автопортрет.


Рассмотрим одно из самых сложных платьев королевы Бесс, которое, однако, выдает не просто ее интерес к "безднам бессознательного", но и явные попытки их осмысления. Перед нами уже ставший традиционным жуткий фасон платья с узким лифом, длинным мысом, широкими рукавами и укороченной широкой юбкой. Рукава, спинка, боковые части лифа и верхняя юбка черного цвета, но декорированы они по-разному.

Рукава расшиты алыми розами из лент и мелким жемчугом:


Жемчужные узоры имитируют переплетение стилизованных стеблей и листьев, что вкупе с розами опять отсылает нас к образу сада. Верхняя юбка украшена более крупными жемчужинами и золотыми розетками с камнями:


Но самое интересное в этом платье - нижняя юбка, вернее рисунок ткани, из которой она сшита. Гладкий блестящий шелк создает эффект водного пространства, и это не случайно, поскольку вода - первоматерия, источник происхождения жизни и, кроме того, именно вода символизирует бессознательное - изменяющуюся, текучую, динамическую составляющую психики, которая скрыта от человека и не подвластна его контролю, но, тем не менее, очень многое определяет в его жизни. В этих водах бессознательного водится множество весьма странных и пугающих существ.


Попробуем заглянуть в глаза чудовищ познакомиться с ними поближе. В верхней части юбки видно пару крупных морских хищников. Предположительно это акулы, которые являются символом опасности и смерти. Ощущение постоянной опасности и возможной близкой смерти всю жизнь сопровождали Елизавету, даже в благополучные периоды жизни составляя постоянный фон.


Чуть в стороне притаилось еще более крупное существо - огромное, клыкастое, с толстым панцирем и гребнем, вероятно, это морской дракон. Еще один дракон расположился ближе к подолу юбки:


Дракон - один из самых сложных и неоднозначных символов. Он воплощает разрушительные силы,а зачастую - и сам хаос. В мифах в результате противостояния хаоса и космоса (порядка) победа остается за силами, которые защищают гармонию и созидание, однако дракон-хаос весьма живуч, и это не случайно, поскольку именно хаос "предоставляет" материал для Творения. По существу, дракон - это крылатый змей, он соединяет в себе два мира, верхний и нижний, божественное и дьявольское, дух и материю. Поэтому дракон ассоциируется со злом, но при этом считается воплощением мудрости. Применительно к психике человека, дракон часто обозначает сильные неконтролируемые чувства, ярость и страсть, а также бессознательные процессы, в принципе не поддающиеся волевому контролю.

Со временем образ дракона трансформировался и появился в качестве "владыки земли", охраняющего сокровища и тайные знания. Дракон воспринимался как олицетворение силы и власти, в качестве эмблемы его выбирали воины: парфяне и римляне, викинги и кельты. Победа над драконом является высшим достижением героя, строго говоря, только победивший дракона становится героем. Этот аспект мифологемы героя применительно к королеве Бесс мы с вами уже рассмотрели.


Следующий обитатель бездны - кит. Это символ колоссальной мощи природы, противостоять силам которой человеку очень трудно. Кроме того, кит является древним символом возрождения. Вспомним библейского Иону, который был проглочен китом (вошел во тьму смерти), а потом живым вышел из его чрева (прошел инициацию и начал новую жизнь). Иногда кита ассоциируют с восприимчивостью и интуицией, качествами, не раз спасавшими Елизавету.


По обе стороны от кита расположились две змеи. Змея (или змей) - универсальный символ с отчетливо выраженной амбивалентностью, поскольку может одновременно иметь противоположные значения: жизнь и смерть, добро и зло, ясный разум и слепая страсть, сохранение и разрушение. Змей отождествляется с земными и небесными водами, что делает его существом, очень важным для мироустройства. Во многих космогониях именно змей соединяет/разъединяет Небо и Землю. Зримым воплощением мирового Змея считается радуга. Во внутреннем мире человека Змей воплощает силу и энергию как таковую, вне моральных категорий. Кроме того, Змей (змеи) символизирует невротический конфликт между желанием и страхом, а также искушение.


Далее, на подоле юбки мы видим крокодила, жабу и паука. Крокодил - еще один слуга Хаоса, прожорливый, как ночь, поглощающий Солнце (вспомним, что Солнце - личный символ королевы Елизаветы). Крокодил олицетворяет также движение против течения, освобождение от ограничений (ваш призрачный корреспондент предполагает, что избавление от многочисленных ограничений, сложившихся, в том числе, из собственных страхов, было одним из самых сильных желаний Елизаветы). Жаба - традиционное воплощение темной стороны природы, ее низших, но плодородных слоев. Эта составляющая - плодородие, созидание - важна и в образе паука/паучихи. В различных традициях паук - существо, также причастное к сотворению мироздания, выступая как демиург, творец, Великий Прядильщик, созидающий ткань мироздания, вплетающий в узор бытия людские судьбы. Не таковы ли были и амбиции королевы, созидавшей могущественную империю?


Встречаются в елизаветинской "бездне бессознательного" и птицы - лебедь, страус и зимородок. Лебедь - принятый символ возрождения, чистоты, целомудрия, поэзии и мужества. Это лучшая, прекрасная часть человеческой души. Примечательно появление в этой компании страуса. Страус - птица, не способная к полету. В средневековых бестиариях страус выступал как олицетворение лицемерия и ханжества, поскольку "часто расправляет крылья, чтобы взлететь, но не может оторваться от земли, подобно лицемерам, которые придают себе видимость святости, но в своих поступках никогда не святы". Кроме того, со страусом часто сравнивают человека, который не использует вполне качества и таланты, что даны ему природой: "Мои крылья не приносят пользы..."


Зимородок соединяет три стихии: воздушную, водную и земную. Значительную часть жизни он проводит в воздухе, в воде добывает пищу, на земле выводит потомство. Английское название зимородка - "Kingfisher", Король-рыбак, отсылает нас к персонажу легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, который является хранителем Святого Грааля. Варианты легенды о Короле-рыбаке обыгрывают тему воскресения из мертвых. Через этот символ Елизавета обозначала свою преемственность по отношению к легендарному королю и всей артурианской традиции.


Многие мудрецы задавались вопросом: как победить чудовищ? И можно ли их победить вообще? И надо ли пытаться? В наших безднах их достаточно - львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы страхи, горе, потери, обиды, сознание своей отверженности или чувство вины, желание отомстить или доказать... Обычно эти чудовища не слишком крупные, и справляться с ними в штатном режиме людям вполне по силам. Но в кризисные моменты они могут начать расти как на дрожжах, подчинить человека, а потом и сожрать его совсем. Чтобы победить чудовище, надо прежде всего посмотреть ему в лицо, назвать его истинным именем и пережить то, что с ним связано. Главное - не избавиться от бездны, главное - не стать чудовищем. Неоднозначная судьба Ее Величества королевы Бесс заставляет думать, что ей это, в общем, удалось. Не убить дракона, но приручить дракона, обратив его силу на пользу себе и своей стране. Вполне в русле выбранной мифологемы, не правда ли? ))

3 комментария:

  1. А приручив дракона, можно не превратиться в него, а отчасти уподобиться, если следовать известной легенде?) Не об этом ли свидетельствуют треугольные расписные и ожемчуженные "чешуйки"на рукавах?
    А черно-красные солнца на ковре, попираемом царственными туфельками, мстятся Манон напоминанием о триумфе над Испанией, да будут ее художники обильны, а гвадраинфанты широки. Признайтесь, дорогой друг,есть ведь в них что-то благородное, испанское? В солнцах.

    ОтветитьУдалить
  2. Почитала. И насладилась. И автором и комментатором.
    Санте - осенний букет со спасибом.

    ОтветитьУдалить
  3. Глубине психологического анализа позавидует сам Фрейд, ей-богу. Сколько, однако, кроется в наряде дамы... Потрясена))))

    ОтветитьУдалить