понедельник, 8 августа 2016 г.

Список кораблей

В предыдущих сериях, дорогие дамы, мы с вами убедились, что Елизавета Английская не просто тщательно продумала свой индивидуальный стиль, но и вывела его на уровень своеобразной и достаточно подробной личной мифологии. Для этого она использовала символы, давно и прочно обосновавшиеся в коллективном бессознательном, и, кроме того,  посредством системы образов осмысляла свою личную судьбу в тесной связи с судьбой Англии. Более того, в качестве ориентира королева вполне сознательно, на наш взгляд, выбрала мифологему героя - именно героя, не героини (путь героини иной, и от некоторых его составляющих Елизавета сознательно отказалась). Как мы помним, герой - это и созидатель, и исследователь, но изначально и прежде всего - это предводитель и воин. Важно и то обстоятельство, что правление королевы Бесс пришлось на эпоху перелома. Противостояние уходящей эпохи и нового нарождающегося мира, в частности, воплотилось в противоборство двух держав, Испании и Англии. Мода по-своему безошибочно отразила эпоху перелома. Одним из интереснейших феноменов в связи с этим стал "мемориальный" костюм. Его назначение, как следует из названия - служить напоминанием о каком-либо значимом событии. Сегодня мы рассмотрим один из ярких образцов мемориального костюма - так называемое "армадное" платье Елизаветы I, а также ряд обстоятельств, память о которых оно хранит.


Как мы знаем, именно в правление королевы Бесс Англия превратилась в могущественную морскую державу, постепенно отвоевывая у Испании титул "владычицы морей". Тому было множество причин: и очень существенные средства, которые тратились на усиление и развитие флота, и организация многочисленных экспедиций, прежде всего в Новый Свет, и покровительство приватирам, то есть пиратам. Именно торгово-пиратские рейды братьев Уильяма и Джона Хокинсов, Фрэнсиса Дрейка и других стали "зубами дракона", которые впоследствии дали очень опасные всходы.


Поначалу англо-испанская война на море носила довольно-таки странный характер: дело в том, что ее никто никому не объявлял, но, тем не менее, это была самая настоящая война. Английские приватиры постоянно грабили испанские суда и вторгались в пределы испанских колоний. Испанцы отвечали тем же. Однако открытого противостояния и, так сказать, "официальной" войны, обе стороны предпочитали избегать, время от времени направляя друг другу формальные протесты, надо сказать, довольно вялые. Ситуация изменилась после того, как Елизавета поддержала восстание голландцев против испанского владычества. С этого момента война переходит в открытую фазу, Испания организует крупнейший за свою историю военный флот - Великую и славнейшую армаду (Grande y Felicísima Armada) для вторжения в Англию.


Кстати говоря, когда Манон утверждала, что Англии под руководством королевы Бесс периодически страшно везло, она была не так уж далека от истины. У испанцев же дело не задалось с самого начала. Неожиданно умер Альваро де Базан, маркиз де Санта-Крус, автор идеи похода и признанный величайший адмирал Испании. Его заменил Алонсо Перес де Гусман и де Суньига-Сотомайор, герцог Медина-Сидония, неплохой администратор, не имевший, однако, опыта в морском деле. Неудачно начался и сам поход: когда корабли испанцев 29 мая 1588 года вышли из гавани Лиссабона, сильный шторм быстро загнал их в порт Ла Корунья на северо-западе Испании, по пути изрядно потрепав. В Ла Корунье Армада застряла на два месяца. Эти два месяца дали хорошую фору англичанам, позволив им подготовиться к приему нежеланных гостей. В серии боев, длившейся две недели, с объединенным англо-голландским флотом испанцы были измотаны и обессилены. Интересно, что особо в кампании отличились как раз "пираты Ее Величества" - адмиралы Фрэнсис Дрейк, Джон Хокинс, Мартин Фробишер.  Поражение  в  Гравелинском сражении 8 августа 1588 года поставило точку в истории "Непобедимой" Армады.


Несмотря на то, что англичанам действительно везло, и даже природа с погодой были на их стороне - одним везением победу над Испанией объяснить было бы в корне неверно. И здесь мы снова вернемся к значению "мифологемы героя" в деятельности Елизаветы.


Говоря о Елизавете, всегда следует помнить очень важное обстоятельство: ей никогда и ничего не давалось даром и не падало в руки с неба. Бесс пришлось рано учиться дипломатии, поскольку еще ребенком она была объявлена бастардом и заточена в Тауэр собственной сестрой. Она научилась умом и хитростью отстаивать сначала свое право на жизнь, потом - право на власть. Никогда не чувствовала она себя повелительницей "от Бога", всю жизнь ее преследует тревога и недоверие, она воспринимает власть как что-то текучее и непостоянное. Однако свойства ее характера, которые зачастую воспринимаются как недостатки - осторожность, боязливость и недоверчивость - оказались очень плодотворны и обернулись реализмом, упорством и чувством ответственности, сослужив службу и самой королеве, и ее стране.

Неуверенность в себе и одиночество заставили Елизавету всячески укреплять свои позиции. Ее главный талант - в способности выбирать подходящих людей, создать работоспособную команду. Она сумела окружить себя надежными помощниками, опираясь на них, как на целый генеральный штаб, который служил ей, обучал и защищал ее, иногда - от нее самой. Если рассматривать королеву Бесс именно как героя, который вывел свою страну и нацию на новый уровень, то мы увидим, что это не только Елизавета лично, но Елизавета плюс Уильям Сесил, плюс Фрэнсис Уолсингэм, плюс Уолтер Рэли, плюс Фрэнсис Дрейк, а если вернуться к победе над Армадой, то еще плюс Чарльз Говард и Генри Сеймур, Роберт Саутвелл и Томас Говард, Джон Хокинс и Александр Винтер - этот "список кораблей", то есть соратников - адмиралов, дипломатов и политиков можно продолжать и продолжать. Бессонница, Гомер, тугие паруса... ))


Кстати о Гомере. Когда ваш призрачный корреспондент копался в чужих письмах исследовал вопрос, он наткнулся на отрывок не сохранившейся поэмы неизвестного стихоплета, который явно пытался подражать как раз Гомеру и составить свой "Список кораблей", прославив победу английского флота над испанской Армадой:

Вот корабли англичан перекрыли дорогу Армаде.
Плыл во главе их Ковчег. Авангард и Дредноут суровый,
Елизавета с Патрицием ждали Триумф и Победу,
Чтобы свершилось Возмездье, тут были Шпион и Разведчик.
Солнце с Луной призвала королева на помощь,
Вышли на бой Бык и Тигр, нет вернее союзников ныне,
Также и Белый медведь с Антилопой, и Ласточка с ними,
Лев Золотой королевский, империи верный защитник.
Мерлин с Советом врагу были очень опасны,
Страшен был в гневе Аид, но была также с ними Надежда.
Мощен был флот и отважны его капитаны,
Ангел расправил крыло и увидели Радугу люди...


Символические союзники, выступившие на защиту Англии - это собственно названия английских кораблей, например, "Ковчег" - это флагман главнокомандующего сэра Чарльза Говарда, "Возмездие" - флагман сэра Фрэнсиса Дрейка, "Победа" - флагман сэра Джона Хокинса, "Елизавета" - корабль Роберта Саутвелла.. Довольно наивная попытка использовать идею Великого Слепца, но, в принципе, эпическая поэма в память значимого события - вполне в русле традиции.

А вот Ее Величество подошла к вопросу увековечивания весьма нетрадиционно, воплотив для себя память о победе над Армадой (что в рамках пути героя равно победе над чудовищем) в мемориальном платье. В частности, именно в этом платье она позировала для серии памятных "армадных" портретов.


Лиф и верхняя юбка черного цвета - память о тьме, сгустившейся над Англией при угрозе вторжения. Рукава и нижняя юбка светлые - тьма не вечна и не всесильна. Рукава при этом расшиты цветами, жемчужинами и маленькими солнечными эмблемами.


Цветы - принятый атрибут победы, а солярную символику мы с вами подробно уже рассматривали здесь. Солнце по имени Бесс разогнало тучи и снова сияет над Англией ) Мотив Солнца продублирован в рисунке кружевной фрезы:


Платье щедро расшито жемчугом, к тому же Елизавета выбрала длинное жемчужное ожерелье и серьги. Обилие жемчуга вполне уместно в наряде, посвященном победе в морском сражении, ведь, как известно, жемчуг - это "слезы моря".


Еще одна многократно повторяющаяся деталь - банты из шелковых лент, свернутых таким образом, чтобы свободные концы были спрятаны под золотыми пряжками с драгоценными камнями. По сути бант - это узел со свободно выпущенными петлями, знак непрерывности, бесконечности, обороны и защиты. Кроме того, две петли, переходящие друг в друга - это еще и знак возрождения, бессмертия, а попытка обрести бессмертие - еще один устойчивый сюжет, который является частью пути героя. Самый простой способ обессмертить свое имя - передать его детям, продлить себя в них. По некоторым причинам этот вариант был для Елизаветы невозможен, поэтому всю свою энергию, весь свой эгоизм, жажду жизни и жажду власти эта женщина переключила на интересы своей страны. Как сказал мудрец - быть великой величием Англии в глазах последующих поколений было самым благородным из ее тщеславных помыслов.

Обратим внимание на еще одну любопытную деталь - веер. В комплект к этому платью королева выбирала один из трех вееров. Два из них были сделаны из белых перьев, которые по-разному крепились к основе и поэтому опахала у них разной плотности. Первый напоминает о морской пене, второй - об облаках.


Третий веер еще интереснее. Белые перья пошли только на окантовку, а основная часть опахала составлена из разноцветных перьев, похожих на языки пламени:


"Пламенеющий" веер - напоминание о брандерах, подожженных кораблях с горючими материалами и взрывчаткой, которые впервые в этой кампании использовал Фрэнсис Дрейк. В ходе сражений брандеры существенно изменили положение дел в пользу англичан.


Победа над Армадой стала очень важным шагом к будущему положению Англии как "владычицы морей" и, кроме того, окончательно похоронила шансы на реставрацию католицизма в стране. Елизавета же утвердилась в статусе героя, уничтожив пришедшее извне "чудовище", которое представляло серьезную опасность для ее народа. Однако, все легенды говорят о том, что самые страшные чудовища поджидают нас вовсе не снаружи...

4 комментария:

  1. А не с этого ли момента начала Бесс свои фортификационные работы? Самые вопиющие образчики елизаветинской моды относятся как раз к этому периоду. В 70-х и частично 80-х годах еще талия была на законном месте...

    ОтветитьУдалить
  2. Вообще, интересная штука эта фортификация )) С одной стороны, совсем без защит невозможно, с другой - надо же какую-то меру знать. А то получится, строил-строил себе крепость, построил, надежную, комфортную, сидишь в ней и радуешься. И все бы хорошо, только сам не заметил, что построил-то в итоге мавзолей и сам себя в нем замуровал. И сам уже какой-то не очень живой )

    ОтветитьУдалить
  3. А что символизирует демонстрация крупного камушка в золотой оплетке? Что означает этот жест?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кулон, который держит Елизавета, дизайном подозрительно напоминает орден на ленте, хотя вместо ленты тут нить жемчуга, но тем не менее. То есть королева Бесс тут выступает вроде как в двух ролях: героя, которому за деяние положена награда, и монархиня, которая эту награду должна вручить. Но поскольку это одно лицо, то знак отличия тут символический ) А то, что она этот знак демонстрирует и особо обращает на него внимание - наверное, это именно утверждение себя в качестве героя, своего права на этот статус. Новая самоидентификация, так сказать ))

      Удалить