Мы продолжаем увлекательное путешествие в бездны вкуса и иные бездны Ее
Величества королевы Елизаветы Английской. На модном небосклоне ей
отведено особое место, не просто звезды, но звезды по имени Солнце ))
Именно так называют королеву, которая не только способствовала славе и
процветанию своей империи, но задала ей вектор развития и вывела на
совершенно новый уровень. Сама же Елизавета вполне сознательно
обыгрывала в своих нарядах солнечный образ, символика которого понятна
всем и воспринимается на уровне коллективного бессознательного.
Рассмотрим же стилистические приемы, с помощью которых сложилось
внешнее воплощение мифа о солнце по имени Бесс.
Солнце взошло над империей 15 января 1559 года, в день коронации Елизаветы. Естественно, что к выбору коронационного платья молодая королева подошла с особым вниманием:
Как и прочая «рабочая» одежда Бесс, коронационное платье весьма лаконично. Скромные рукава, умеренного объема сборчатая юбка, небольшой белый плоеный воротник с золотой окантовкой:
Манжеты двойные, первые - комплектные с воротником, вторые - из горностая. Мыс лифа отделан камнями и жемчугом, их последовательность повторяет рисунок королевской «форменной» цепи:
На плечи наброшена мантия из той же ткани, что и платье, с большим воротником и подбоем из горностая. Завязки мантии из толстого плетеного шнура с крупными декоративными кистями:
Особое внимание обратим на ткань, очень удачный, на наш взгляд, выбор оттенка желтого, наводящего на мысль именно о солнечном свете, плюс вышивка блестящими металлизированными нитями, которые отражают свет, падающий на платье, и создают дополнительный эффект свечения. Сам цветочный орнамент тоже вносит свою лепту в создание солнечного образа: растения тянутся к солнцу, которое является источником жизни.
Сделав Солнце, культ которого - давняя и привычная часть человеческой культуры, отправной точкой своего имиджа с самого начала царствования, Елизавета и в последующих нарядах использовала солярные мотивы, правда, дозированно. Стилизованное изображение Солнца мы можем увидеть в рисунке кружев любимых Елизаветой широких воротников:
Кроме того, маленькие драгоценные солнечные эмблемы украшают рукава одного из самых ее пышных нарядов, так называемого «армадного» платья:
Еще одно платье обращает на себя внимание в связи с солярной темой:
Казалось бы, оно полностью выбивается из солнечного контекста, поскольку яркий желтый цвет в нем далеко не лидирует, из расшитого желтого атласа выполнены только рукава и вторая юбка, лиф же и верхняя юбка черные. И тем не менее, мы настаиваем, что это платье можно отнести к «солярной» части гардероба королевы Бесс. О каком явлении напоминает сочетание черного и желтого? Конечно же, о затмении Солнца! Периодически Луна полностью или частично закрывает Солнце, так же как и бессознательная часть человеческого «я» время от времени выходит из-под контроля и затмевает часть сознательную. Оба явления способны изрядно напугать, и прежде всего потому, что мы не способны управлять ни тем, ни другим. Впрочем, и затмение Солнца, и «затмение» человека стимулируют познание, позволяют нам больше узнать о проявлениях стихии во Вселенной и в нас самих. Как говорят алхимики, «темная сторона есть даже у Солнца».
Амбивалентное светило, посылающее лучи, которые могут быть как животворящими, так и разрушительными, Солнце символизирует то жизнь, то смерть, и, более того, обновление жизни через смерть. Королева Елизавета, желая стать для своей страны таким светилом, не только способствовала «золотому веку» Англии, расцвету ее культуры и росту влияния в мире, но также оставила ей легенду о Королеве-Солнце, материализованную в удивительных нарядах, которые, в свою очередь, обрастают уже собственными легендами. А как известно, легенда всегда преувеличивает, но никогда не врёт.
Солнце взошло над империей 15 января 1559 года, в день коронации Елизаветы. Естественно, что к выбору коронационного платья молодая королева подошла с особым вниманием:
Как и прочая «рабочая» одежда Бесс, коронационное платье весьма лаконично. Скромные рукава, умеренного объема сборчатая юбка, небольшой белый плоеный воротник с золотой окантовкой:
Манжеты двойные, первые - комплектные с воротником, вторые - из горностая. Мыс лифа отделан камнями и жемчугом, их последовательность повторяет рисунок королевской «форменной» цепи:
На плечи наброшена мантия из той же ткани, что и платье, с большим воротником и подбоем из горностая. Завязки мантии из толстого плетеного шнура с крупными декоративными кистями:
Особое внимание обратим на ткань, очень удачный, на наш взгляд, выбор оттенка желтого, наводящего на мысль именно о солнечном свете, плюс вышивка блестящими металлизированными нитями, которые отражают свет, падающий на платье, и создают дополнительный эффект свечения. Сам цветочный орнамент тоже вносит свою лепту в создание солнечного образа: растения тянутся к солнцу, которое является источником жизни.
Сделав Солнце, культ которого - давняя и привычная часть человеческой культуры, отправной точкой своего имиджа с самого начала царствования, Елизавета и в последующих нарядах использовала солярные мотивы, правда, дозированно. Стилизованное изображение Солнца мы можем увидеть в рисунке кружев любимых Елизаветой широких воротников:
Кроме того, маленькие драгоценные солнечные эмблемы украшают рукава одного из самых ее пышных нарядов, так называемого «армадного» платья:
Еще одно платье обращает на себя внимание в связи с солярной темой:
Казалось бы, оно полностью выбивается из солнечного контекста, поскольку яркий желтый цвет в нем далеко не лидирует, из расшитого желтого атласа выполнены только рукава и вторая юбка, лиф же и верхняя юбка черные. И тем не менее, мы настаиваем, что это платье можно отнести к «солярной» части гардероба королевы Бесс. О каком явлении напоминает сочетание черного и желтого? Конечно же, о затмении Солнца! Периодически Луна полностью или частично закрывает Солнце, так же как и бессознательная часть человеческого «я» время от времени выходит из-под контроля и затмевает часть сознательную. Оба явления способны изрядно напугать, и прежде всего потому, что мы не способны управлять ни тем, ни другим. Впрочем, и затмение Солнца, и «затмение» человека стимулируют познание, позволяют нам больше узнать о проявлениях стихии во Вселенной и в нас самих. Как говорят алхимики, «темная сторона есть даже у Солнца».
Амбивалентное светило, посылающее лучи, которые могут быть как животворящими, так и разрушительными, Солнце символизирует то жизнь, то смерть, и, более того, обновление жизни через смерть. Королева Елизавета, желая стать для своей страны таким светилом, не только способствовала «золотому веку» Англии, расцвету ее культуры и росту влияния в мире, но также оставила ей легенду о Королеве-Солнце, материализованную в удивительных нарядах, которые, в свою очередь, обрастают уже собственными легендами. А как известно, легенда всегда преувеличивает, но никогда не врёт.
В связи с прочитанным задумалась о проявлении стихии в себе самой. Ужаснулась!
ОтветитьУдалитьМонеЛизе, обнаружившей в себе пугающие глубины ))
ОтветитьУдалитьКоль взглянет вглубь себя любой из нас,
Едва ли сможет он не ужаснуться,
Но страх заставит душу встрепенуться
И сдернет пелену со спящих глаз.
И вместе с Солнцем в тихий ясный день,
Нежданная, как гость на маскараде,
Как капер, не молящий о пощаде,
Возникнет наша собственная Тень.
Когда признаем мы, что есть она,
Но сущность человека шире Тени -
То власть ее мы над собой отменим,
Она ведь не для власти создана.
Сокрыта в ней огромнейшая сила,
И созидала чтоб, и защитила.
Призрачной Бьен, размышляющей о власте Тени и сущности человека
ОтветитьУдалитьЯ думаю, не в вашей власти
Ответить мне отказом
Отведать свежее
Варенье из ирги
За крепким чаем
И в компании с Манон.
Ах! Ах! Жёлтому Карлику тоже близки солярные мотивы!
ОтветитьУдалить