Королева - это самая сильная фигура в шахматах, и она обладает огромными возможностями, однако Елизавета не сразу стала таковой. В начале пути она была незначительной фигурой: дочь, ненужная отцу - Генриху VIII, опальная сестра королевы Марии, сначала заключенная в Тауэр, потом сосланная в Вудсток. Пешка, не принимающая решений и не имеющая возможности распоряжаться своей жизнью... Однако пешка - вовсе не расходный материал, это "душа шахматной партии". Пешка способна достичь самой дальней горизонтали от своей исходной позиции и превратиться в королеву - именно такая партия была разыграна на английской шахматной доске после смерти Марии Тюдор.
Противостояние черного и белого, тьмы и света, добра и зла, воплощенное в шахматной игре, многократно обыгрывалось в нарядах Елизаветы с различных точек зрения. Вот например, одно из самых строгих ее платьев, весьма при этом элегантное:
Практически идеальный черный цвет ткани, не уходящий ни в синий, ни в коричневый, соразмерный фасон, белые манжеты и фреза, полупрозрачная белая вуаль, вшитая в проймы рукавов и натянутая на каркас, создающий подобие второго воротника:
Вуаль окутывает платье почти полностью, не скрывая его, однако, целиком. Белый цвет оттеняет и дополняет, но не маскирует черный:
Украшения, которые Бесс выбрала к этому наряду, минимальны: крупная брошь с огромной белой жемчужиной, длинная нить черного жемчуга (еще раз повторенная в жемчуге антитеза - прекрасная стилистическая находка!), узкий золотой пояс с тем же черным жемчугом.
Своеобразный и, более того, театральный аксессуар, который держит в руке Елизавета - решето, традиционный символ отделения зерна от плевел, добра от зла. Тут мы можем вспомнить еще и так называемое "решето Эратосфена", то есть алгоритм нахождения простых чисел, соотносимый с анализом ходов противника:
Шахматы - не просто игра, она сродни сражениям, которые разыгрывает сама жизнь, в которой так сложно бывает разделить черное и белое. Иногда черное полностью или отчасти скрыто под белой вуалью, как в рассмотренном нами платье, иногда, напротив, белое пробивается сквозь самые малые прорехи в сплошной тяжелой ткани черного цвета:
Безусловно, Елизавета Английская была сильным игроком, а сильные игроки зачастую бывают сложными людьми. Глядя на доску и планируя следующий ход, такой игрок видит переплетение различных обстоятельств и сил, в том числе и тех, что заключены в нем самом. Два цвета способны переплестись в очень затейливых узорах:
Мудрец сказал: "каждый играет в шахматы в соответствии с тем, каков он сам". Одни смотрят на партию, как на битву, которую они непременно должны выиграть, для других важнее сам процесс игры, в ходе которой осиливаются многочисленные препятствия. Преодоление этих препятствий позволяет игроку заглянуть поглубже в самого себя и, возможно, обнаружить нечто неожиданное. Однако, на наш взгляд, королеву Бесс с полным правом можно отнести к первому типу игроков:
My care is like my shadow in the sun,
Follows me flying, flies when I pursue it,
Stands and lies by me, doth what I have done.
His too familiar care doth make me rue it.
No means I find to rid him from my breast,
Till by the end of things it be supprest.
Моя печаль, как тень, за мной летит,
На солнце так быстра и невесома,
Но лишь я к ней – и прочь она спешит…
Как жаль, что мне его любовь знакома,
И мне любви к нему не вырвать из груди,
Мой крест – ее весь век с собой нести. <***>
Можно сказать, что игра Елизаветы - еще и сражение королевы с женщиной. Королева, как мы знаем, победила, что, в общем-то, неудивительно. Однако за подобную победу часто приходится платить утратой важной части души, а потом учиться жить без нее. В некоторых партиях, как известно многим игрокам, победить можно, только нанеся поражение самому себе.
В Великой Игре есть всё: приключения и любовь, победы и поражения, иллюзии и отрезвление, жизнь и смерть. Черно-белые платья королевы Бесс словно предназначались ею для того, чтобы напоминать самой себе: "Все сущее - это шахматная доска, составленная из клеток дней и ночей, на которой Судьба играет людьми, как фигурами".
Манон очень нравится портрет в черно-сером и с веером. Очень... геометрический и шахматный. И вот в конструкции с вуалью и каркасом, не тесемочки ли там с кисточками по ободку, интересует Манон. А на третьем снизу портрете этот каркас с вуалью напоминает нимб с лучами. Не это ли имелось в виду? Священность королевской особы, точнее, именно этой особы?
ОтветитьУдалитьДа, похоже на кисточки. Что касается каркаса, то это не нимб, а очередное повторение солярного мотива - Солнце и его лучи. Тут Солнце скорее подразумевает не священность, а власть, что тоже напрямую относится к шахматам. Основное стремление игрока в шахматы - напасть на короля, который и олицетворяет власть. А со стороны королевы еще и негативное отношение к любой власти, которая не есть она сама. К любой другой, в том числе к власти мужчины - она ж не просто так "королева-девственница".
ОтветитьУдалитьПервый портрет. Безусловно.
ОтветитьУдалитьБьенпнсанте-моя благодарность за чудесный пост.